Тема: Птицы – наши друзья
Цель: пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека, воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Ход мероприятия
1.Создание эмоционального настроя.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуйте, леса, поля!
Здравствуй, ты и я!
2.Сообщение о мероприятии.
Сегодняшнее мероприятие проведем совместно с учащимися 1, 2, 4 классов.
Я хочу пожелать вам сплоченности, удачи!
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Ежегодно весной 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 г была подписана Конвенция об охране птиц. С 1924 г. день птиц начал отмечаться в бывшем Советском Союзе. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках. На Земле примерно 9000 видов птиц.
Сегодня мы поговорим о том, что вы знаете о птицах, постараемся понять, что птицы – наши друзья, создадим свои правила по заботливому отношению к птицам. Ребята, а как отмечается любой праздник? Песни поют, играют и т.д.
3.Поэтическая минутка
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною,
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему;
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Несется плеск с лесных кручин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен,
И дирижеру смотрит в рот.
Почему были подобраны стихотворения о весне? Весной прилетают те птицы, которые улетели на юг. Теперь они возвращаются в родные края.
4. Инсценировка стихотворения
Автор:
Этот случай был в апреле.
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
Скворец:
Убирайся вон, задира!
Автор:
Просвистел ему скворец.
Воробей:
Ни за что! Моя квартира!
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и морозы
Терпеливо перенес.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь. Хоть убей!
Автор:
Прочирикал воробей.
Скворец:
Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай!
Мой клюв остер. А не то…
Автор:
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Крепко-крепко привязал
И приветливо сказал:
Миша:
Я, друзья, сердечно рад.
Охраняйте вместе сад.
Автор:
Только Миша слез долой,
Воробьишко удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Миша:
Прилетели скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
О чем хотел сказать автор этим стихотворением?
5.Исполнение песни-танца «Гуси прилетели»
Какие главные слова вы услышали в этой песне?
Полетим до дому, к берегу родному, там напьемся из крыницы ключевой водицы.
6. Беседа о пользе птиц.
Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.
А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам, и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
7. Викторина
А теперь мы проверим, как вы ориентируетесь в информации о птицах.
"Найдите ошибки"
Для перины и подушки
Мягкий пух дают лягушки.(Не лягушки, а утки, гуси)
Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак - пеликан.(Все верно)
Слышишь крики пастуха?
Гонит в стадо петуха.(Не петуха, а корову)
Спят ночами утки
В конуре иль будке.(Не утки, а собаки)
Глаза у сов, как бусинки,
Яркие, малюсенькие.(Не у сов, а у синиц)
В строй цыплятки все встают
И идут скорей на пруд.(Не цыплята, а утята)
8. Творческая работа.
Предлагаю учащимся 4 класса и можете взять кого-нибудь в помощь из 2 класса создать свои правила по заботливому отношению к птицам.
Остальным учащимся 1 и 2 классов написать, почему птиц называют нашими друзьями.
Итог. Благодарю вас, ребята. Думаю, что вы будете заботиться о птицах, знать, что без них мир будет не тот.
Жаканова Айгуль Азимжановна