"Ақмола облысы білім басқармасының  Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі          Колутон ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ                                                                                                      
"Ақмола облысы білім басқармасының  Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі          Колутон ауылының жалпы орта білім беретін мектебі" КММ                                                                                                      

Әлеуметтік желілер

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Бірінші сынып оқушыларының бейімделуі

АДАПТАЦИЯ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ

“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”. В.А. Сухомлинский

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом,  так и в физиологическом плане

Школа ставит перед ребенком, поступающим на обучение много задач, не связанных с их опытом. Так, например, дети не владеют навыками саморегуляции и организации учебной деятельности, им приходится обретать навык пути из школы домой в школу, складывать портфель, помнить о домашнем задании и выполнять его, следить за своим внешним видом и т.д. поэтому родителям важно способствовать научению и формированию необходимых навыков. Лучше, если вы начали переход к самостоятельности перед школой: перестроили режим дня на приближенный к школе, дали возможность следить за своими вещами и самостоятельно собираться в гости или на улицу. Это позволит детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Если нет – придется проделать этот путь вместе с ребенком. Соблюдайте правило последовательности и имейте терпение: формирование нового опыта дело не быстрое, оно влечет за собой совершение ошибок, за которые не в коем случае нельзя наказывать. Лучше выбирать альтернативу, объясняя и показывая на своих примерах.

Кроме того, школа переориентирует ребенка с его физической активности, так привычной в дошкольном детстве, на интеллектуальную – новую, сложную, требующую волевых усилий. Все это вызывает напряжение и утомление. Поэтому родителям необходимо подумать, как в первые недели обучения создать баланс между физической и интеллектуальной активностью, давать возможность погулять, побегать, заняться активной деятельностью или спортом. В этом тоже важно не переусердствовать – следите за ребенком и при первых признаках усталости и томления – увеличьте количество пассивного отдыха и сна, обеспечьте полноценный отдых, вооружите приемами для легкого обучения, привнося в выполнение домашних заданий игровые моменты. Не ждите, что ребенок сразу станет самостоятельным и станет все уметь – эта задача для него невыполнима. Помните – он проходит сложный этап формирования волевых функций и самостоятельности в которых нужна поддержка.

Кроме того, период поступления в школу совпадает с периодом прохождения кризиса 7 лет.

Кризис 7 лет обусловлен тем, что в жизни ребенка заканчивается дошкольный период и начинается младший школьный. Многим родителям кажется, что они хорошо понимают то, что переживает их чадо: идет адаптация к учебе, создающая сложности.

В семь лет у ребенка не просто изменяется образ жизни. Начинается осознание своего социального «Я», предпринимаются попытки установления наиболее тесных контактов с окружением, уходит наивное и непосредственное восприятие действительности. Теперь он воспринимает себя не просто как физически существующий человек, но и как человек со своими психическими особенностями, своим внутренним миром, отличающим его от других людей.

Подобные многообразные новые ощущения повергают ребенка в шоковое состояние. И в этих условиях еще нужно влиться в жизнь школы, реагируя на вызовы окружения.

Из этих особенностей появляются причины проблем ребенка и окружающих его людей. И одновременно эти особенности могут стать мотивом для развития ребенка и мотивации к обучению. Родителям важно увидеть приоритеты и трудности данного возраста и ориентироваться на них при мотивировании и построении коммуникаций (взаимодействия).

Благодаря успешному прохождению данного кризиса ребенок сформирует произвольность психических функций (волевые усилия) и навыки учебной деятельности, научится адекватно оценивать себя.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный с индивидуальными особенностями ребенка, уровнем его готовности школы, в том числе с развитием его социальных навыков.

Например, у детей могут наблюдаться большие различия паспортного и физиологического развития: физическое и умственное созревание, функциональная дееспособность двигательного аппарата и внутренних органов, общее состояние организма, т.е. все то, что характеризует так называемый биологический возраст и физиологическое развитие, не согласуется с календарным, опережая его или, наоборот, заметно отставая.

Например, ребенку уже 6 лет и по паспортным данным он может и должен идти в школу. Однако, его уровень физического развития может не соответствовать паспортному возрасту. Такое несовпадение может еще более усиливаться акселерацией, под которой понимают сложный комплекс явлений, характеризующихся следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела или наоборот недостатком двигательной активности, несоответствием массы тела, слабой осанкой и недостаточной длинной тела, частыми болезнями.

Естественно, сложности вызывает неподготовленность к школе: несформированность мелкой моторики, памяти, мышления, волевых процессов, навыков чтения, счета, рисования и т.д. Это может вызывать напряжение, утомление, приводить к снижению мотивации и успешности в школе. Ребенок может быть плаксивым, замкнутым, капризничать, манипулировать и уходить от выполнения домашних заданий.

Очень влияет степень сформированности социальных навыков. Мы говорили, насколько это важно в этом возрасте и может значительно повлиять на будущее ребенка и его успешность в школе.

Особое внимание на адаптацию оказывает родительское отношение: способность родителей уделять КАЧЕСТВЕННОЕ внимание ребенку, совместно проводить с ним время, учитывать его интересы, проявлять любовь и уважение, оказывать поддержку и помощь, делиться информацией и опытом. В случае если у вас в отношениях отсутствуют эмоциональные связи, ваш ребенок вас напрягает и отягощает – это создаст еще больше трудностей для ребенка и усугубит ситуацию. Если вам трудно обратитесь на сайт психологической поддержки https://covid-19.mentalcenter.kz/ru или к школьному психологу.

Адаптация к школе связана со значительным напряжением всех систем. Например, сердечно-сосудистая и мышечная системы претерпевают изменения в связи со снижением активности ребенка (он должен большую часть времени находиться в покое, сидеть). Кислорода в клетках и тканях становится меньше, что может приводить к снижению познавательных функций (внимания, памяти, мышления и т.д.), утомлению.

Иммунная система находится в напряжении в связи с попаданием в новую среду и адаптации к новым чужеродным микроорганизмам и средам других людей. Центральная и периферическая нервная система перестраивается на новый лад, обеспечивая протекание процессов возбуждения и торможения (сидим на уроке, а хочется бегать), проведение команд ЦНС до рабочих органов. Формируется система волевой регуляции (торможение)

Перестройка затрагивает абсолютно каждый процесс и каждую клетку организма ребенка. Поэтому взрослым необходимо создавать максимальные условия для успешной работы этих систем и восстановления.

И если вы знаете, что у ребенка неблагоприятно протекал период новорожденности, хронические заболевания, ранние травмы- адаптация может затягиваться и усложняться.

Особое внимание необходимо уделить расстройствам нервно-психической сферы, которые в настоящее время проявляются очень часто и могут быть следствием попадания в новую среду и сложностями освоения новых функций, а могут быть постоянным спутником ребенка. В первом случае нервно-психические расстройства носят временный характер, а их степень проявления не так сильна, как при отклонениях от нормы. Такие симптомы исчезают через 1-2 месяца при условии получения поддержки от родителей или других значимых взрослых.

Если вы заметили у ребенка:

панические и стрессовые состояния, связанные с большим чувством страха у ребенка: я очень боюсь отвечать у доски, разговаривать с новыми людьми;

неврозы и истерики, которые протекают в повышенной раздражимостью, постоянными жалобами и бурными эмоциональными реакциями на трудности, в том числе с обучением; или аффективные патологические реакции –когда на обычные внешние раздражители ребенок проявляет чрезмерную реакцию гнева или плаксивости. Например, ребенок на любые мелкие трудности (уронил ручку, захотел в туалет, не получил то, что просил у одноклассника) плачет или злится (дерется);

бессонницу или снохождения у ребенка, а также гиперактивность, подтвержденная врачебными исследованиями;

задержку психического развития, когда показатели мышления, памяти, восприятия, речевых навыков и других психических функций не успевают развиться и функционировать в полной мере. Ребенок забывает то, что учили вчера, позавчера; не может связывать по смыслу события, его рассказы спонтанны, спутаны, не имеют структуры;

либо болезни, имеющие специфическую симптоматику: параноидальные патологии, спутанность сознания, шизофрении, эпилепсия и т.д.

То вашему ребенку потребуется не только особый подход и внимание в период прохождения адаптации и погружения в новую среду, но и консультации специалистов психологов, психиатров, невропатологов. 

Как правило, семилетний ребенок пока не может самостоятельно управлять своим временем, но приучать его можно уже сейчас: совсем скоро этот навык ему пригодится. Доказано на практике, что соблюдение режима дня помогает школьнику стать самостоятельным и организованным, а специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали, что отличники имеют твердо установленное время для приготовления уроков и постоянно его придерживаются. Так что, хорошие оценки – это результат не только способностей и усидчивости, но и упорного труда и привычки к систематической работе в определенное время.

Понятие «режим дня» включает в себя: 

полноценный сон;

чередование нагрузок и отдыха;

рациональное питание;

двигательная активность;

время на соблюдение личной гигиены;

психоэмоциональный комфорт.

Важно обращать внимание на те факторы, которые зависят от родителей: приготовление обеда, режим просмотра телевизора и компьютера (телефона), дополнительные нагрузки, укладывание спать.

Кроме того, необходимо учить ребенка навыкам саморегуляции, управления своим поведением и организацией своего режима дня: ставить будильник на время выполнения заданий, устанавливать время для прогулки и занятий по интересам и т.д., помогать ребенку привыкнуть к новому режиму.

К рациону школьника требования серьёзные. Он должен быть сбалансированным – содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов, богатым необходимыми аминокислотами, витаминами и минералами и вкусным, чтобы каждый приём пищи приносил ребёнку радость, а не сплошное мучение.

Здоровое меню предполагает дробное питание. Приём пищи – четыре-пять раз в день: завтрак, обед, ужин и один-два лёгких перекуса. Необходимая суточная калорийность рациона зависит от пола, роста, веса ребёнка, его физической активности и может варьироваться от 1500 до 2000 ккал в сутки. Распределяется калорийность по такому же принципу, как и у взрослых: плотный завтрак, сытный обед и лёгкий ужин.

Очень важно позаботиться о завтраке ребёнка. Во многих школах детей кормят завтраком, но вот только не все дети едят предложенную еду и, соответственно, остаются голодными. Поэтому лучше накормить ребёнка дома.

Горячий завтрак не только даст ребёнку энергию, но и подарит ощущение тепла и комфорта. А ещё сытый и довольный первоклассник гораздо активнее включится в образовательный процесс и будет готов ко всем школьным нагрузкам. Детям младшего школьного возраста можно дать с собой и второй завтрак: питьевой йогурт, банан или бутерброд с сыром / сэндвич с отварной куриной грудкой.

Сытый и довольный первоклассник гораздо активнее включится в образовательный процесс и будет готов ко всем школьным нагрузкам.

Что касается школьных обедов, то в идеале они должны состоять из горячих блюд: мясного, рыбного или овощного супа на первое, рыбы или мяса с крупой или овощами на второе и сладкого напитка – морса, компота или киселя. Но в любом случае даже горячим обедом до ужина сыт первоклассник вряд ли будет. На полдник полезным перекусом может стать кисломолочный напиток: кефир, ряженка, простокваша, натуральный йогурт.

И наконец, ужин. Этот приём пищи должен быть достаточно питательным, но в то же время лёгким. Пример хорошего ужина – овощная запеканка и стакан молока.

По мнению диетологов, комфортный промежуток между приёмами пищи составляет около трёх часов. Для того чтобы дотерпеть до обеда или ужина и не переедать, стоит добавить в рацион перекусы.

Согласно рекомендациям специалистов по питанию, в качестве первого перекуса между завтраком и обедом лучше всего подойдут фрукты. Они богаты клетчаткой и фруктозой, желудочно-кишечный тракт без проблем справится с их перевариванием и максимально хорошо усвоит витамины.

В качестве второго полезного перекуса подойдут овощи, кисломолочные продукты, орехи (20 г будет достаточно).

Если у ребёнка нет избыточной массы тела и не нарушен углеводный обмен, то сладости допустимы в очень небольшом количестве: можно зефир и мармелад – эти десерты более натуральны, содержат растворимые пищевые волокна. Не стоит злоупотреблять шоколадными батончиками, батончиками с мюсли, сладкими напитками и соками – эти продукты способствуют развитию ожирения и повреждают зубную эмаль.

Особое внимание необходимо также уделять режиму выполнения домашнего задания. Устанавливайте время. Делайте перерывы для себя и для ребенка. Ребенок только начинает осваивать навык выполнения домашнего задания, он этого не умел. Для него это трудно, а для вас понятно. Поэтому набирайтесь терпения. Меняйтесь с другим родителем при оказании ребенку помощи с выполнением домашнего задания.

Еще один совет – не стремитесь чтоб ваш ребенок делал все идеально, учите справляться с тем, что не все в жизни получается успешно с первого раза, получится в другой раз.

Очень важно создавать атмосферу принятия и любви.

Начинайте с раннего утра! Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не дергайте его по пустякам, не подгоняйте! Лучше обнимите и поцелуйте!

Поддерживайте в своём ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.

Ваш ребёнок пошёл в школу, чтобы УЧИТЬСЯ! Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это НОРМАЛЬНО. Ребёнок имеет право на ошибку.

Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Воодушевляйте ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассника, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Но не обрушивайте на него тысячу вопросов сразу после школы, дайте возможность расслабиться (вспомните, что вы чувствуете после тяжелого рабочего дня).

В жизни ребёнка появился человек более авторитетный, чем родители. Это учитель. Уважайте мнение школьника о педагоге.

Говорите с ребёнком спокойным тоном, поддерживайте его («У тебя всё получиться!», «Давай разберёмся вместе!»).

Даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!») очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день.

Завершайте день обсуждением событий и чувств.

Не вносите ребенка в домашние конфликты и не пользуйтесь им для достижения своих интересов.

Хотим поделиться с вами некоторыми советами, которые помогут вам вместе с вашим ребенком успешно пройти адаптацию в школе, а также позволят выстраивать более близкие отношения, ориентированные на взаимопонимание и доверие. Итак, есть несколько секретов, которые помогут стать ближе к ребенку, управлять его поведением и справляться с неприятностями. На первых трех остановимся чуть позже.

Сейчас хочу обратить ваше внимание на использование просьб и поручений вместо приказов. Как же распознать приказываю я или прошу, когда обращаюсь к ребенку? В первую очередь, когда формулируете просьбу – спросите себя: готовы ли вы услышать в ответ отказ в виде «нет» или «нет, не помогу», «нет, мне некогда», «нет, у меня свои дела»? Если ваш ответ – «нет» значит вы приказываете. Приказ не выносит отказа. Значит ваш ребенок живет в жестких правилах и ему нельзя вам отказывать. В этом случае постоянными спутниками вашего ребенка могут быть различные страхи. Если же на просьбу: «помоги мне, пожалуйста, вынести мусор» вы готовы услышать, например, детское «нет, не хочу» - значит вы действительно формулируете просьбу и способны давать ребенку право на выбор.

Поручения также отличаются от приказа: когда я даю поручение оно должно соответствовать нескольким правилам: 1. Его ребенок способен выполнить самостоятельно 2. Поручение – это не наказание за что-то, а равнозначное дело, обязательство, как и у других членов семьи. 3. Поручение несет за собой объяснение – почему важно это выполнить и подкрепляется ориентированием на будущее. Например: пожалуйста, убери учебные принадлежности на полк после того, как закончишь выполнять уроки. В твоей комнате всегда будет порядок и приятно в нее зайти.

Второй секрет касается проживания неприятностей. Если вы находитесь рядом с ребенком, выразите ему поддержку в проживании неприятностей, даже если вам они не кажутся неприятностями: 1. Погладить. Будьте рядом, не бросайте и не оставляйте ребенка наедине с неприятностями и теми чувствами, которые он испытывает. Погладить можно рукой, а можно словом, сказав: «Да, это больно». 2. Научите ребенка справляться с болезненными чувствами: расскажите о том, что любые чувства временны и они проходят. Нужно немного потерпеть, если это больно, неприятно, грустно… например, посчитать до 10, подуть 5 раз на рану и т.д. 3-шаг – это подумать: а что можно было сделать по-другому, чтобы этого не произошло?

Важно, чтобы сами взрослые начали применять эти правила в отношении себя, а потом научить этому ребенку. Ребенок перенимает родительский опыт.

И самые важные 3 секрета: Похвала, помощь и поддержка, которые родителям важно тренировать.

Представьте себя ребенком и почувствуйте, что происходит с вами, когда вы слышите «Ты молодец», «Я рад, что у тебя получаются красивые буквы и ты очень старательный». Действительно, во 2-случае возникает больше положительных чувств и понимания что и почему происходит, за что меня хвалят. В 1-случае фраза «Ты молодец» больше напоминает оценку.

Мы часто хвалим и путаем похвалу с оценкой и ребенок привыкает к ней, стараясь все время соответствовать, оправдывать ожидания других значимых взрослых. Становясь взрослыми, такие дети все время ждут указаний и боятся оценки, часто разочаровываются и не умеют предъявлять себя. Они не знакомы с собой и все время в себе сомневаются. Как же правильно хвалить, чтобы ребенок чувствовал уверенность. Необходимо следовать трем важным правилам:

Опишите что вы видите

Опишите, что вы в связи с этим чувствуете

Подытожьте похвальное поведение ребенка словом-качеством, которое в этой ситуации проявилось.

Например: ты нарисовал птицу как настоящую и мне приятно, что мой сын занимается тем, что ему нравится, ты очень наблюдательный

Пожалуйста, помните, что похвала ориентирована на подкрепление положительного и стимулирование к развитию.

Теперь разберемся с помощью. Помощь всегда связана с действием, направленным на облегчение чего-либо, например, на облегчение выполнения задания по математике. Однако, важно понимать, что помощь – это прежде всего Содействие, когда ребенок с родителем делают что-то вместе, когда делает ребенок, а взрослый подсказывает находить решения. Мы же, взрослые, очень часто делаем ВМЕСТО ребенка, потому что так быстрее, меньше нервов и т.д. в этом случае у ребенка снижается самооценка, от теряет уверенность и мотивацию думая, что он неудачник, что он не справляется с задачами. У ребенка формируется негативное восприятие мира и иждивенческая позиция «За меня все сделают». Это в последствии может приводить к капризам и манипуляциям, намеренному запоздалому выполнению домашнего задания и т.д. поэтому давайте ребенку возможность самостоятельно получать необходимые ему жизненные навыки, просто подсказывая ему как это можно сделать и помогая ему получить новый навык. Не все получится быстро и с первого раза, однако, когда вы увидите результат – ребенок станет самостоятельно выполнять сложные задачи. А в период начало обучения – это самое важное – помочь сформировать новый навык.

Третий элемент волшебного секрета – это поддержка, которую мы как родители часто путаем с одобрением действий или отрицанием чувств. Например, на жалобу ребенка: «Маша сегодня кинула в меня ручкой, а я ее толкнул» мы говорим: «Правильно сделал. Будет знать, как кидаться ручками». Таким образом желая поддержать – мы закрепляем негативное поведение путем одобрения действий. Или в ответ на плач ребенка от неумения справляться со сложным задаем, мы говорим: «Не плач, это легкое задание», запрещая выражать чувство безысходности от невозможности справиться с заданием.

В этом случае замените фразу разделением чувств: «Это действительно сложное задание, и его непросто выполнить».

Делитесь опытом: «Когда я был маленький, я тоже не сразу научился решать примеры…»

Объединяйтесь: «Я же рядом, и ты всегда можешь попросить помощи».

В этом случае поддержка станет опорой, будет вселять уверенность и сохранять жизнеспособность ребенка, даже если ему трудно в школе, он сможет дома подкреплять необходимые ему качества.

Вот такие секреты, которые помогут вам и вашему ребенку успешно справиться с адаптацией.

Психолог школы: Жаканова А.А.

Жаңартылған күні: 03.11.2020 23:57
Құрылған күні: 03.11.2020 23:57

Текст