Тема: «Классификация и номенклатура углеводородов. Предельные углеводороды. Алканы»
Цель: знать характеристику предельных углеводородов и его физические, химические свойства, применение, получение, уметь составлять структурные формулы органических веществ.
Задачи:
Образовательная: изучить физические и химические свойства предельных углеводородов, уметь применять полученные знания на практике
Развивающая: продолжить развивать у учащихся критическое мышление, самостоятельность, способность рефлексировать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Воспитательная: продолжить воспитывать положительную мотивацию к обучению, чувство ответственности, уверенности, правильной самооценки, умение работать в группе
Тип урока — урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся — фронтальная, групповая и индивидуальная
Необходимое техническое оборудование — интерактивная доска
Структура урока:
№ Стадии урока Используемые приемы Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Стадия «Вызов» Прием «Кто ближе», «Верные и неверные утверждения», «Взаимопроверка» Активизирует деятельность учащихся, заинтересовывает, мотивирует на дальнейшую работу 1)Вспоминают то, что уже знают, систематизируют информацию, делают выводы
2) Работают индивидуально, в парах 2 Стадия «Осмысление» Прием «Кластер», «Таблица»
1) Дает задания по микрогруппам
2) Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний
3) Акцентирует внимание обучающихся на признаках химических реакций; просит записать уравнения реакций;
1) Изучают информацию о предельных углеводородах и их соединений
2)Выполняют задания на применение изученной темы
3) Презентуют постер
4) Задают вопросы и обмениваются полученной информацией с другими микрогруппами
3 Стадия «Рефлексия» Прием «Химический диктант», «Установить соответствие»
1)Организует беседу, связывая результаты урока с его целями; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
2) Предлагает выполнить задание
3) Сообщает обучающимся домашнее задание;
1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке; называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
2) Выполняют задание
3) Записывают домашнее задание
Ход урока:
1. Стадия «Вызов»
Мы изучаем раздел «Органической химии», ознакомились с некоторыми из них. Сегодня мы познакомимся с предельными углеводородами и его соединениями.
Приём «Кто ближе» (слайд №1)
Посмотрите на следующий ряд слов,найдите свою пару:
Метан - Этан
Пропан - Бутан
Пентан-Гексан
Гептан-Октан
Проверка домашних заданий с помошью(слайд №2)
Учащиеся работают индивидуально, обмениваются мнениями в парах.
Взаимопроверка
Тема урока: «Состав и строение предельных углеводородов.Метан». (слайд №3)
Какова цель урока? (учащиеся самостоятельно определяют цель урока)
-дать характеристику предельным углеводородам, определить их свойства, способы получения и применения, выявить особенности.
Каковы критерии успешности на уроке?(учащиеся самостоятельно определяют критерии своей успешной деятельности )
- уметь давать характеристику предельным углеводородам и его соединениям
- знать основные свойства простого вещества и образованных им соединений
- уметь составлять уравнения химических реакций по теме
Как появилось название предельных углеводородов?
(Предлагаю использовать справочную литературу, интернет)
Прием «Верные, неверные утверждения»(слайд №4)
Имея первоначальные знания о предельных углеводородах, прочитайте утверждения и составьте код вашего ответа, выписав соответствующие цифры ответ «да»-1, «нет»-0
1.Валентность атома углерода в органических вешествах составляет 3. (нет, 4)
2.Формула нонанаС9Н20. (да )
3.Агрегатное состояние метана - жидкость .(нет,газ)
4.Предельные углеводороды применяются в
получении органических веществ как резина, каучук.(Да)
5.Реакция разложения углеводородов с выделением водорода называется гидрованием(Нет, называется дегидрованием)
Прием «Взаимопроверка» (слайд №5,6)
Код ответа 01010
2.Стадия «Осмысление»
Чтобы найти объяснение утверждениям, узнать особенности предельных углеводородов и их соединений предлагаю изучить материал темы по группам. (используется материал учебника, дополнительная литература, интернет)
Способ деления на группы основан на имеющиеся знания учащихся:
1 группа «Газы» (метан, этан )
2 группа «Гомологи» (пропан, бутан )
3 группа «Жидкости» (пентан, гексан)
4 группа «Изомеры» ( гептан, октан )
Каждая группа получает задание: изучить материал, создать постер и подготовить по одному вопросу каждой группе за определенный промежуток времени. (в группах идет распределение ролей)
Задания группам (слайд №7)
1 пара «Состав и строение алканов. Структурные формулы алканов»
2 пара «Гомологичный ряд алканов»
3 пара «Физические и химические свойства метана»
4 пара «Применение предельных углеводородов»
Презентация постеров, ответы на вопросы групп.
Использование полученных знаний в решений задач.
1 пара. Какова массовая доля углерода в молекуле бутана?
2 пара. Составить структурные формулы пропана (С3Н8), пентана (С5Н12)
3 пара. Какой обьем кислорода (н.у.) потребуется, чтобы сжечь 15 кг этана?
4 пара. Какой обьем (н.у.) метана нужно разложить, чтобы получить 1 кг сажи?
3 стадия «Рефлексия»
Прием «Химический диктант»
1. Валентность атома углерода в органических вешествах составляет _.
2. Предельные углеводородов называют ______
3. Реакция разложения углеводородов с выделением водорода называется _______.
4. Вещества, имеющие одинаковый состав, но различное химическое строение, поэтому обладающие разными свойствами, называются _____
Самопроверка (слайд №9)
1. Валентность атома углерода в органических вешествах составляет 4.
2. Предельные углеводородов называют алканами
3. Реакция разложения углеводородов с выделением водорода называется дегидрованием.
4. Вещества, имеющие одинаковый состав, но различное химическое строение, поэтому обладающие разными свойствами, называюся изомерами
Домашнее задание: (слайд № 10)
§39 вопросы 5-6, стр 228
Лист обратной связи «Установить соответствие»
Общая формула алкановСnH2n+2
Гексан С5Н12
Октан
С6Н14
Пентан С8Н18
Подведение итогов урока (формативное и суммативное оценивание)
Литература:
1. Учебник химии для 9 классов общеобразовательных школ.И. Нугуманов, Алматы,
издательство Мектеп, 2013 год.
2. Химия для любознательных. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия, 1978 год
3. Руководство для учителя третьего (базового) уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 год