Работа со слабоуспевающими при подготовке к экзаменам.
Существует много факторов слабой успеваемости по предмету. Это и особенности развития ребенка, и частые заболевания, особенно в начальных классах. Ученик пропускает много уроков, самостоятельно усвоить темы не может, впоследствии из-за неуверенности в себе он теряет интерес к предмету, не нарабатывает соответствующих умений и навыков - развивается низкая самооценка.
Индивидуальная работа со слабоуспевающим учеником начинается с 5 класса, как только переходит в среднее звено. Теоретически к 9 классу он должен быть готов к сдаче экзаменов, но на практике чаще всего не все пробелы восполняются.
Задача учителя – психологически поддержать ученика, создать ситуацию успеха, помочь ему выстроить систему знаний, которая поможет качественно сдать экзамен.
Один из вариантов подготовки к экзаменам – составление маршрутного листа вместе с учеником. Во-первых, определяются темы, которые недостаточно усвоены, во-вторых, составляется график изучения тем, сдачи зачетов соответственно темпу ученика.
Примерная схема маршрута ученика:
Разработка маршрута предполагает самостоятельную работу ученика. Он заполняет в справочнике схему по теории проходимого материала. Во время зачета при сдаче теории, выполнении практических работ ученик может пользоваться справочным материалом. Практическая работа выполняется самостоятельно. По результатам ее выполнения проводится индивидуальная консультация.
Уроки по подготовке к экзаменам строятся таким образом, чтобы у слабоуспевающих учеников была возможность проверить выполненное задание, получить удовлетворительную оценку. Для этого подходит работа по парам: сильный – слабый ученик. За время урока пара успевает
проверить знание теоретического материала, когда сильный ученик делает опрос и оценивает, корректируя ответы слабого ученика. Практическая работа выполняется совместно, каждый объясняет свой пример партнеру, таким образом при выполнении задания выявляются ошибки и тут же исправляются. К концу урока пара проверяет самостоятельную работу и выставляет общую оценку за весь урок. Работа в таких парах придает уверенность слабому ученику, создает ситуацию успеха, а сильный ученик закрепляет свои знания. Домашнее задание ученик получает по отрабатываемой теме, желательно, чтобы оно соответствовало тестовому заданию.
Проверка домашнего задания должна быть индивидуальной. Можно организовать в начале урока проверку в паре: сильный-слабый ученик.
Ученику надо вести тетрадь для корректировки ошибок. Здесь записываются примеры предложений, слов, где была допущена ошибка.
Графически объясняются орфограммы, пунктуация. Иногда эта работа задается на дом после проверки самостоятельной.
Индивидуальная работа со слабоуспевающим учеником должна быть систематической. Если он четко знает, какие темы надо повторить, что для этого необходимо сделать, ему будет легче подготовиться к экзаменам.